Сотрудник Детско-юношеского центра чтения провел час памяти «Поэзия узников ГУЛАГа» для студентов ГАПОУ «МКИ».
Библиотекарь начал свой рассказ с упоминания, что Колыма — символа самых суровых лагерей, где в середине 1930-х годов работали около 140000 заключенных. ГУЛАГ, включавший в свою систему 780 исправительных колоний, стал местом страданий и потерь для многих людей.
Библиотекарь подробно рассказал о "Дальстрое", который был создан для освоения Северо-востока и стал одним из крупнейших проектов, использовавших труд заключенных. Решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1931 года привело к тому, что "Дальстрой" начал активно использовать труд узников. Первоначально это были уголовники и раскулаченные крестьяне, но вскоре к ним присоединились и политические ссыльные.
К концу 1932 года в "Дальстрое" работали уже свыше 10 000 заключенных. В этот период разные люди — вольнонаемные рабочие, военнослужащие, репрессированные и уголовники — оказались связанными одной судьбой на этой суровой земле. Библиотекарь задал важные вопросы: кто они были, как попали на Колыму и какой рок им уготовила эта земля?
Колыма стала местом не только физического труда, но и духовного страдания. Воспоминания бывших заключенных полны боли и тоски, которые невозможно выразить словами. Для многих из них поэзия стала единственным способом самовыражения и сохранения человеческого достоинства.
В ходе мероприятия участники познакомились с жизнью и творчеством таких поэтов, как Е.М. Тагер, Б.А. Бабина, О.Л. Адамова-Слиозберг, В.Т. Шаламов, Л.Н. Мартюхин, Е.С. Гинзбург, Н.Д. Ануфриева и А.А. Солодников. Эти авторы оставили нам наследие, которое позволяет лучше понять трагедию тех лет.
К сожалению, многие имена и судьбы остались неизвестными. Государственные архивы не собирали произведения безвестных авторов ГУЛАГа, и понятие "поэзия узников ГУЛАГа" долгое время не существовало в советском литературоведении. Только спустя десятилетия начали появляться сборники с произведениями этих авторов.
Час памяти "Поэзия узников ГУЛАГа" стал важным шагом в осмыслении трагической истории страны и напоминанием о том, что за каждым произведением стоит человеческая судьба, полная боли и надежды.